Мученичество св. Поликарпа, епископа смирнского http://barnascha.narod.ru/books/martyr.htm Поликарп (Polycarpus) - ученик апостола Иоанна, епископ Смирны[1]. Евсевий Кесарийский называет Поликарпа "собеседником апостолов" (Церковная история.III.36:1; cр. {Ириней}.Против ересей.III.3:4). Согласно данному сочинению (Мученичество св. Поликарпа епископа смирнского.9:3), Поликарп в возрасте восьмидесяти шести лет умер мученической смертью в Риме. По мнению современных исследователей, Поликарп пострадал 23 февраля 155 или 22 февраля 156 года. Однако эти даты не согласуются с указанием Евсевия (Церковная история.IV.15), датирующего мученичество Поликарпа седьмым годом правления Марка Аврелия (161 - 180), что послужило основанием для других исследователей датировать смерть Поликарпа 23 февраля 167 года. Некоторые исследователи переносят эту дату на 26 марта 166 года. Сохранилось Послание Поликарпа к филиппийцам ({Ириней}.Против ересей.III.3:4; {Евсевий}.Церковная история.IV.14:8-9). В современной науке утвердилось мнение, что рукописная традиция слила воедино два послания Поликарпа к филиппийцам: I-е написано около 110 года, II-е - двумя десятилетиями позже. В основу данной публикации "Мученичества" положен перевод П.А.Преображенского. Источник: Писания мужей апостольских. - Рига: Латвийское Библейское Общество, 1994. - Стр. 379 - 392. {Руслан Хазарзар} Глава 1 1. Экклесия Божия, пребывающая в Смирне, экклесии Божией, пребывающей в Филомелии, и всем на всяком месте общинам святой и католической экклесии: да умножится [у вас] милость, мир и любовь Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа. 2. Мы написали вам, братия, о мучениках и блаженном Поликарпе, который положил конец гонению, как бы запечатав его своим мученичеством. Ибо почти все, что произошло прежде, было для того, чтобы Господь снова явил нам мученичество, согласное с Евангелием. 3. Поликарп ожидал [страдания], подобно Господу, до тех пор, пока не был предан, дабы и мы подражали ему, заботясь не только о своем [благе], но и о ближних (ср. Флп.2:4). Потому что истинной и твердой любви свойственно желать спасения не себе только, но и всем братиям. Глава 2 1. Итак, блаженны и славны все мученичества совершившиеся по воле Божией. Ибо мы, как благочестивые, должны приписывать власть Богу над всем. 2. Кто не удивится мужеству [мучеников], их терпению и любви ко Господу? Рассекали бичами их тела так, что даже видны были внутренние вены и артерии; но они терпели. Даже стоящие около них плакали от жалости, а они были столь мужественны, что. ни один из них не вскрикнул и не восстенал. Сим показали они всем нам, что славные мученики Христовы во время мучения своего были вне тела, или паче Господь, представ им, беседовал с ними. 3. Устремляя внимание ко благодати Христовой, они презирали мирские казни, в один час искупляя себя от муки вечной. Огонь бесчеловечных мучителей был для них прохладен, ибо, воочию видя огнь вечный и неугасимый, они желали избегнуть его, взирая очами сердечными на блага, соблюдаемые страдальцам, которых ухо не слыхало, око не видало, и которые на сердце человеку не всходили, но которые показуемы им были Господом, так как были они уже не человеки, а ангелы (ср. 1 Кор.2:9-10). 4. Подобным образом и те, которые осуждаемы были на снедение зверям, претерпевали многие тяжкие страдания: их простирали на колючих о раковинах и истязали другими различными мучениями,чтобы продолжительностью истязания довести их, ежели то возможно, до отречения. Глава 3 1. Много злоумышлял против них диавол: но - благодарение Богу! - всех он не одолел. Мужественнейший Германик подкрепил их в робости своим терпением. Он славно сразился со зверями, ибо когда проконсул, желая уговорить его, сказал: "Пожалей о своем возрасте", - то он натравил на себя зверя, желая скорее удалиться от неправедной и беззаконной их жизни. 2. Тогда вся толпа, удивясь мужеству боголюбивого и благочестивого рода христианского, возопила: "Смерть безбожникам! Разыскать Поликарпа!" Глава 4 1. Но некий фригиец по имени Квинт, недавно прибывший из Фригии, увидев зверей, убоялся. А это был тот, который возбудил сам себя и некоторых других идти самовольно [на мучение]. Проконсул после многих убеждений склонил его поклясться и принести жертву. Посему, братия, мы не одобряем тех, которые приходят самовольно, ибо Евангелие не так учит (ср. Мф.10:23; Ин.7:1). Глава 5 1. Чудный же Поликарп, услышав о том, не смутился, а хотел сначала остаться в городе. Но поскольку многие просили его удалиться, то он и удалился в одну деревеньку, отстоящую недалеко от города, и, живя там с немногими, днем и ночью ничего более не делал, как только молился за всех и за все экклесии в мире, как поступал он обыкновенно. 2. За три дня до того, как его схватили, во время молитвы было ему видение. Виделось ему, что изголовие его горело огнем. Тогда, обратясь к бывшим с ним, он сказал: "Надлежит мне сгореть живому". Глава 6 1. Когда продолжали искать его, он перешел в другую деревеньку. Вдруг явились искавшие его, но не найдя [его], схватили двух мальчиков-рабов, из которых один принужден был под пыткою признаться. 2. Да и невозможно было ему скрыться, потому что предателями его были домашние (ср. Мф.10:36). Иринарх, получивший то же имя, что и Ирод, спешил вывести Поликарпа на поприще, дабы тот совершил свой собственный жребий, соделавшись общником Христу, а предатели его понесли казнь самого Иуды. Глава 7 1. Итак, взяв с собою этого мальчика, в пятницу около обеденного часа преследователи и всадники вышли с обыкновенным своим оружием и пошли на него, как будто на разбойника (ср. Мф.26:55). Придя же все вместе в вечернее время, нашли его лежащим в некоей комнатке на верхнем этаже. Он мог удалиться и оттуда в другое место, но не захотел, сказав: "Да будет воля Господня!" (Деян.21:14). 2. Итак, услышав, что искавшие его пришли, он сошел и разговаривал с ними, так что [пришедшие] дивились, видя лета его и твердость [духа], и [спрашивали], нужно ли было столько стараться, чтобы схватить такого старца? Немедленно в сей же час приказал он предложить им пить и есть досыта и просил их [лишь] дать ему один час помолиться беспрепятственно. 3. Когда они согласились, то он встал[2] и молился, исполнившись благодатию Божиею, так что в продолжение двух часов не мог умолкнуть. Слышавшие дивились, а многие раскаивались, что пошли против такого божественного старца. Глава 8 1. Когда же он окончил молитву, воспомянув всех, когда-либо общавшихся с ним, малых и больших, славных и безвестных, и всю католическую по вселенной экклесию, и когда наступило время отправиться; тогда, посадив его на осла, повезли в город; была же великая суббота. 2. По дороге повстречались ему иринарх Ирод и отец его Никита. Они пересадили его в свою коляску и сидя с ним, увещали его и говорили: "Что худого сказать: владыка кесарь! и принести жертву и остальное, и остаться в живых?" Он сначала не отвечал им, [а потом], поскольку они настаивали, сказал: "Я не намерен делать то, что вы мне советуете". 3. Когда же не удалось им уговорить его, то начали ругать его и сбросили с коляски с такою силою, что он, упав, ободрал голень. Но он, не обратя на это внимания, как будто с ним ничего не случилось, бодро и торопливо продолжал путь на поприще, куда его вели и где стоял такой шум, что никого не возможно было расслышать. Глава 9 1. Но когда Поликарп вступал на поприще, раздался с неба глас: "Будь тверд и мужественен. Поликарп!" (ср. Нав.1:9). Того, кто говорил [сие], никто не видел, но глас бывшие тут из наших слышали (ср. Деян.9:7). Наконец привели его, и тут поднялся большой шум, когда услышали, что Поликарп пойман. 2. Как скоро привели его, то проконсул спросил: "Ты ли Поликарп?" - и, получив утвердительный ответ, стал убеждать его отречься, говоря: "Уважь свою старость", - и прочее, что им привычно говорить: "Клянись фортуной кесаря, одумайся, скажи: смерть безбожникам!" Но Поликарп, помрачнев лицом и посмотрев на толпу находившихся на поприще беззаконных язычников, погрозил им рукою и, со вздохом воззрев на небо, сказал: "Смерть безбожникам!" 3. А проконсул настаивал и говорил: "Поклянись, и я отпущу тебя; хули Христа". Но Поликарп отвечал: "Уже восемьдесят шесть лет я служу Ему, и Он ничем не обидел меня: как же могу хулить Царя моего, Спасшего меня?" Глава 10 1. Но поскольку проконсул продолжал настаивать и говорил: "Поклянись фортуной кесаря!" - отвечал Поликарп: "Ежели ты воображаешь, что я поклянусь кесаревой, как ты говоришь, фортуной, и притворяешься неведающим, кто я, то слушай, я [говорю] открыто: я христианин! Если же ты хочешь узнать учение христианское, назначь день и послушай". 2. Проконсул сказал: "Убеди народ!" Поликарп отвечал: "Я тебя только удостаиваю ответа. Ибо нас учили начальникам и властям, поставленным от Бога, воздавать приличную и безвредную для нас честь (ср. Рим.13:1-7); а их я считаю недостойными того, чтобы защищаться пред ними". Глава 11 1. Проконсул сказал: "У меня звери; им отдам тебя, если не переменишь мысли". Поликарп отвечал: "Зови. Ибо у нас хорошие мысли не меняют на худые. Хорошо обращаться от зла к правде". 2. Проконсул продолжал: "Если не боишься зверей, то я велю тебя сжечь, ежели не переменишь мысли". Поликарп отвечал: "Ты грозишь огнем, который час горит и вскоре гаснет, потому что тебе не известен огонь будущего суда и вечной казни, который уготован нечестивым. Но что медлишь? Делай, что намерен". Глава 12 1. Говоря это и много подобного, он исполнился смелости и радости; лицо его озарилось благодатью, так что он не только не смутился от того, что ему говорили, но, напротив, проконсул вышел из себя и послал глашатая трижды провозгласить на середине поприща: "Поликарп признал себя христианином". 2. Когда глашатай сказал это, то вся толпа язычников и иудеев, живущих в Смирне, в безудержной ярости начала громко кричать: "Это учитель Асии, отец христиан, он ниспровергает наших богов и многих учит не приносить им жертв и не чтить их". Говоря так, они подняли крик и стали просить асиарха Филиппа выпустить на Поликарпа льва. Филипп отвечал, что это нельзя, потому что бой со зверями уже кончился. 3. Тогда вздумалось им закричать в один голос: "Сжечь Поликарпа живым!" - ибо надлежало исполниться тому, что явлено было ему в видении изголовия, которое во время молитвы он видел горящим, и, обратясь к бывшим с ним верным, сказал пророчески: "Надлежит мне сгореть живому". Глава 13 1. И вот, это было исполнено очень скоро, скорее даже, нежели сказано. Толпы людей немедленно бросились собирать дрова и хворост из мастерских и терм, в чем с особенною ревностью помогали иудеи, по своему обыкновению. 2. Когда готов был костер, то Поликарп снял с себя все одежды и, развязав свой пояс, попытался разуться, чего прежде сам не делал; ибо всякий раз каждый верный наперерыв спешил коснуться его тела, потому что ему за доброе житие и прежде мученичества воздаваемо было великое почтение. 3. Тут же вокруг него были разложены все принадлежности костра. Когда же хотели пригвоздить его, то он сказал: "Оставьте меня так. Ибо тот, кто дает мне [силы] терпеть огонь, подаст и без ваших гвоздей быть на костре неподвижным". Глава 14 1. Посему они не пригвоздили его, однакоже связали. И так он, со сложенными за спиной руками и связанный, подобно овну, отобранному из великого стада, уготованному в жертву, во всесожжение приятное Богу (ср. Прем.3:6), воззрел на небо и сказал: "Господи, Боже Вседержителю, Отче возлюбленного и благословенного Отрока Твоего, Иисуса Христа, чрез Которого мы получили познание о Тебе! Боже ангелов и сил и всякого создания, и всякого рода праведных, живущих пред лицом Твоим! 2. Благословляю Тебя, что Ты удостоил меня в день сей и час стать причастным числу мучеников Твоих и чаше Христа Твоего, для воскресения в жизнь вечную души и тела в нетлении Святого Духа. Да буду принят я в [числе] их днесь пред лицом Твоим в жертву тучную и благоприятную, как Сам Ты, неложный и истинный Боже, предуготовал, предвозвестил и совершил. 3. За сие и за все Тебя хвалю, Тебя благословляю, Тебя славлю, чрез вечного и пренебесного первосвященника Иисуса Христа, возлюбленного Твоего Отрока, чрез Которого [да будет] слава Тебе - с Ним и со Святым Духом - и ныне и в будущие веки. Амэн"[3]. Глава 15 1. Когда он произнес "амэн" и окончил молитву, тогда приставленные к костру разожгли огонь. Когда же огонь сильно разгорелся, то мы увидели [великое] чудо, мы, которым дано было видеть, которые и сохранены для того, чтобы происшедшее пересказать прочим. 2. Огонь, приняв вид свода, подобно корабельному парусу, надутому ветром, оградил вокруг тело мученика, и оно, находясь посредине, было не как тело сожигаемое, но как испекаемый хлеб или как золото и серебро, разжигаемое в горниле. Мы чувствовали такое благоухание, как будто пахло ладаном или другим драгоценным ароматом. Глава 16 1. Наконец беззаконные, видя, что тело его не может быть истреблено огнем, велели подойти конфектору и пронзить его кинжалом. Когда он сделал это, [вылетел голубь и] хлынуло столько крови, что она погасила огонь, и вся толпа с удивлением увидела, какая [великая] разница между неверными и избранными, 2. из коих был и сей предивный мученик Поликарп, бывший в наши времена учителем апостольским и пророческим, епископом Смирнской католической экклесии. Ибо всякое слово, исшедшее из уст его, или уже сбылось, или сбудется. Глава 17 1. Но когда завистник, клеветник и лукавый противник рода праведных, увидел величие мученичества его и безукоризненное от [самого] начала житие его; [когда увидел], что он увенчан венцом нетления и получил непререкаемую награду; то постарался, чтобы и тело его не было взято нами, хотя многие желали сие сделать и иметь [частицу] его святого тела. 2. И вот внушил он Никите, отцу Ирода, брату Алки, обратиться к проконсулу, чтобы он не отдавал тела его, дабы мы, как говорил он, оставив Распятого, не начали почитать сего. Это сказано было по внушению и настоянию иудеев, которые уследили, у что мы собираемся взять его с костра, и не понимали, что мы никогда не сможем ни оставить Христа, Который пострадал для спасения всех, спасаемых в мире, непорочный за грешников, ни почитать кого-либо другого. 3. Ибо мы покланяемся Ему, как Сыну Божию; а мучеников, как учеников и подражателей Господних, достойно любим за непобедимую приверженность [их] к своему Царю и Учителю. Да даст Бог и нам быть их общниками и соучениками! Глава 18 1. Кентурион, видя иудейскую склочность, положил тело на виду [у всех], как это у них принято, и сжег. 2. И так мы взяли затем кости его, которые драгоценнее дорогих камней и благороднее золота, и положили, где следовало. 3. Там по возможности Господь даст и нам, собравшимся в веселии и радости, отпраздновать день рождения его мученика, в память подвизавшихся [за веру] до нас и в наставление и приготовление для будущих [подвижников]. Глава 19 1. Такова [история] блаженного Поликарпа. [Хотя] он вместе с филадельфийскими был двенадцатым мучеником в Смирне, но его вспоминают больше всех, так что и язычники повсюду толкуют о нем. Он был не только знаменитый учитель, но и выдающийся мученик, мученичеству которого, совершившемуся по благовествованию Христову, все подражать желают. 2. Ибо он, терпением победив беззаконного начальника и таким образом восприяв венец нетления и веселясь ныне с апостолами и всеми праведниками, славит Бога Отца Вседержителя и благословляет Господа нашего, Спасителя душ и телес наших и пастыря вселенской католической экклесии. Глава 20 1. Вы просили, чтобы мы подробнее описали происшедшее; но мы ныне вкратце сообщаем вам о том чрез брата нашего Маркиона. Узнав о сем, перешлите наше послание далее к братиям, дабы и они прославили Господа, Который выбирает [избранников] среди рабов своих 2. и всех нас может ввести благодатию и даром своим в вечное Свое Царство, чрез Единородного Отрока Своего Иисуса Христа, - Ему же слава, честь, держава и величие во веки! (ср. 1 Тим.6:16; Отк.5:13). 3. Приветствуйте всех святых (ср. Рим.16:15). Приветствуют вас [находящиеся] с нами, и Эварест со всем домом своим, который и написал [сие]. Глава 21 1. Пострадал же блаженный Поликарп в начале месяца ксанфика, во второй день, за семь дней до мартовских календ, в великую субботу, в восьмом часу. Схвачен он был Иродом, в понтификат Филиппа Траллиана, в проконсульство Стация Квадрата, в царствование же вечное Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава, честь, величие и вечный престол из рода в род! Амэн. [1] Согласно древней традиции ({Tertullianus}.De praescriptione haereticorum.32), Иоанн Зеведеев сам поставил Поликарпа епископом смирнской экклесии. [2] В Московской рукописи M (Codex Mosquensis, XIII s.) добавлено: "встал к востоку". Еще в древности христиане молились обычно стоя ({Тертуллиан}.О молитве.12) лицом к востоку ({Тертуллиан}.К язычникам.I.13). [3] Молитва начинается с обращения к Богу Вседержителю (o pantokratwr). Такое обращение считается обычным и в иудаизме и встречается уже в Септуагинте и у Филона, где слово {Пантократор} является греческим эквивалентом еврейского слова {Саваоф} ({Ц'баот}) (ср. Отк.1:8; 4:8; 11:17; {Clementus Romanus}.Ad Corinthios I.32:4; 60:4; 62:2). Далее следует утверждение, что Бог - Отец Иисуса Христа (ср. Рим.15:6; 2 Кор.1:3). Бог также есть Бог ангелов и сил и всякого создания: это выражение часто повторяется в молитвах Ветхого завета (Иф.9:12,14; Пс.58:6).